Фейербах


Фейербах
, Ансельм (Feuerbach, Anselm) 1829, Шпейер — 1880, Венеция. Немецкий живописец. Племянник философа Л. Фейербаха. С 1836 занимался в Университете Фрейбурга. В 1845—1848 учился в дюссельдорфской Академии художеств у Шадова, К. Ф. Зона, Ширмера, в 1848—1850 — у К. Раля в мюнхенской Академии художеств, где увлекся исторической живописью. В 1850 некоторое время посещал Академию художеств Антверпена. С 1851 по 1854 занимался в ателье Кутюра в Париже, испытал его влияние, интересовался живописью Курбе. С 1855 по 1873 жил в основном в Италии. Сначала работал в Риме, где имел мастерскую, посетил Падую, Венецию, Флоренцию, Болонью. С 1873 по 1876 преподавал в венской Академии художеств, как профессор живописи руководил классом исторической живописи. Посетил Карлсруэ. С 1876 постоянно жил в Венеции. Начинал как портретист (Мужской портрет, 1851, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), часто писал автопортреты (1851—1852, Карлсруэ, Кунстхалле; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), придавая образам внешнюю театральность поз и аксессуаров. В 1852, следуя традиции романтиков, обратился к восточным темам, создав серию полотен к Дивану И. В. Гёте (Хафиз в парижском кабачке, Мангейм, Кунстхалле; Хафиз у фонтана, Мюнхен, галерея Шака). В этих работах 1850-х проявился интерес к разработке колорита под влиянием живописи Делакруа и Курбе. В созданных в Италии картинах Горный ручей (1865, Винтертур, собрание О. Рейнхардта) и Водопад (1856, Мангейм, Кунстхалле) пейзажные мотивы выглядят несколько искусственно и декоративно, что свидетельствует о влиянии манеры Т. Кутюра. Гораздо более самостоятелен пейзаж Вид порта Анцио (1866, Карлсруэ, Кунстхалле), в котором заметно овладение приемами пленэрной живописи. Познакомившись в Италии с произведениями мастеров Возрождения, художник нередко вдохновлялся их полотнами, заимствуя и как бы перефразируя понравившиеся ему детали. Форму поэтической имитации итальянских образцов обретают исполненная в Риме картина Пьета (1863, Мюнхен, галерея Шака), написанные по венецианским и римским впечатлениям Семейная сцена (1866, Мюнхен, галерея Шака) и Поэзия музыки (1856, Карлсруэ, Кунстхалле). Подобные отсылки к наследию великих мастеров прошлого найдут затем развитие в приемах символистов. Многие произведения Фейербаха отмечены влиянием академической и салонной живописи середины века. В полотне Пир Платона (1868—1869, Карлсруэ, Кунстхалле) популярный для времени сюжет из античной истории трактован как бытовая сцена. Статике фигур и искусственности антуража античной виллы вторят здесь сухость композиции и отвлеченность колорита. Под влиянием идеальных портретных образов назарейцев исполнены картины Портрет Нанны Ризи (1861, Штутгарт, Музей земли Вюртемберг; 1864—1865, Карлсруэ, Кунстхалле) и Играющая на мандолине (1865, Эссен, частное собрание). В отличие от работ последних приближение образа известной римской натурщицы Нанны Ризи к некоему собирательному возвышенному идеалу отвечает вкусам салонной живописи с присущей ей натуралистичностью и внешней красивостью. В живописи Фейербаха 1870—1880-х с особой силой проявился поиск возвышенного художественного идеала, связанный с общими тенденциями немецкого искусства последней трети XIX в. — т. н. эпохи Грюндерства. Художник апеллирует к искусству романтиков, в часто варьируемых картинах с образами Данте (Данте и равеннские дамы, 1858, Карлсруэ, Кунстхалле; Смерть Данте, 1858, Шпеер, Картинная галерея), Медеи (Медея, 1870, Мюнхен, Новая пинакотека), Ифигении (Ифигения, 1870, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; 1871, Дармштадт, Музей земли Гессен) воплощается тема судьбы, жертвенности, человеческих переживаний. Исполненные в холодной колористической гамме, приближенные к бытовой живописи сцены не лишены театрального пафоса, присущего салонной живописи на романтический сюжет. В позднем полотне художника Поле блаженства (1877, Винтертур, собрание О. Рейнхардта) с изображением Аполлона в окружении муз мифологический сюжет призван создать некую иллюзию романтического мира мечты о прекрасном золотом веке, получившей развитие в живописи символистов. Но сцена лишена поэзии и тонкой живописности решения, присущих произведениям Г. фон Маре, отвечая, скорее, салонным вкусам века. В написанных для Национального музея Нюрнберга в 1878 фресках Кайзер Людвиг дарует привилегии Нюрнбергской галерее и Кайзер Максимилиан II в Нюрнберге, росписи плафона зала Академии художеств в Вене (Падение титанов, 1874—1879), трактованные в манере академической живописи исторические и мифологические сцены выглядят статично и велеречиво. Будучи тесно связанным с живописью немецких романтиков, искусство Фейербаха вместе с тем во многом предваряло направление поисков художников-символистов.
Лит.: Zimmermann W. Anselm Feuerbach. Gemalde und Zeichnungen aus Staatlischen Kunsthalle, Karlsruhe / Hrsg. von J. Lauts. Karlsruhe, 1961; Strubel J. Anselm Feuerbach. Milano, 1968; Anselm Feuerbach. 1829—1880. Gemalde und Zeichnungen. Munchen; Berlin, 1976.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Синонимы:

Смотреть что такое "Фейербах" в других словарях:

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 1872) нем. философ материалист и атеист. Слушал лекции Г.В.Ф. Гегеля в Берлинском ун те, в 1828 защитил диссертацию и стал приват доцентом Эрлангенского ун та, где с 1829 преподавал учение Гегеля и историю новой… …   Философская энциклопедия

  • Фейербах — (нем. Feuerbach)  немецкая фамилия. Известные носители: Фейербах, Пауль Йоханн Анзельм фон (1775 1833)  криминолог, представитель классической школы уголовного права. Фейербах, Анзельм Йозеф фон (1798 1851)  археолог. Фейербах …   Википедия

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach) Людвиг (1804 72), немецкий философ материалист. Первоначально последователь Г.В.Ф. Гегеля, затем (1839) подверг критике гегелевский идеализм. В центре философии Файербаха человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный… …   Современная энциклопедия

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 1872) немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. (В Берлине после курса лекций Гегеля Ф. пишет отцу: ‘За четыре года я узнал от Гегеля больше, чем за два предыдущие года’.) …   История Философии: Энциклопедия

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 1872) немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В 1828 защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме», выдержанную в духе гегелевского идеализма. После… …   Новейший философский словарь

  • фейербах — сущ., кол во синонимов: 1 • философ (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Фейербах — (Людвиг Feuerbach) замечательный немецкий философ (1804 72), сын криминалиста Ансельма Ф. Изучал богословие в Гейдельберге угегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушалсамого Гегеля в Берлине. С 1828 г. читал лекции в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Фейербах Л. — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут  13 сентября 1872, Рехенберг)  выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон …   Википедия

  • Фейербах Л. А. — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут  13 сентября 1872, Рехенберг)  выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон …   Википедия

  • Фейербах — I Фейербах (Feuerbach)         Ансельм (14.11. 1775, Хайнихен, близ Йены, – 29.5.1833, Франкфурт на Майне), немецкий криминалист, представитель классической школы уголовного права (См. Классическая школа уголовного права). Отец философа Л.… …   Большая советская энциклопедия

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach), Людвиг Андреас (28.VII.1804 13.IX.1872) нем. философ материалист, один из непосредственных предшественников марксизма. Род. в г. Ландсхут (Бавария) в семье криминалиста А. Фейербаха. В 1823 28 учился в Гейдельбергском и Берлинском ун …   Советская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Фейербах» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.